МАТЕРИАЛЫ ЭКСКУРСИЙ



Віртуальная экскурсія "Іўе-беларускі Вавілон"


 Экскурсия по экспозиции

 «Христианство на Ивьевщине»

Из всех мировых религий христианство самая распространенная. Она служит опорой для основной части населения Земли. Под влиянием христианских ценностей развивалась европейская цивилизация. Христианство оказало определяющее влияние на историю и развитие белорусского народа.
Самая многочисленная в городе католическая конфессия берет свое начало в ХV веке и является почти ровесницей города. К ХV веку относится и католический храм -костел Св.Петра и Павла в Ивье. Храм был построен примерно в 1495 году .Храм органично соединил в себе черты архитектуры готики, ренессанса, барокко и рококо. Храм украшен внутри шестью алтарями, выполненными во второй половине ХVІІІ века из искусственного мрамора. Полихромная скульптура, орнаментальная резьба, роспись стен и сводов, выдержанная в коричнево-красной и серо-голубой гамме, задают эмоциональный тон его интерьера.
Главный фасад костела делится карнизом на нижний ярус, который украшен тонкими пилястрами, и верхний ярус – башенный. Средняя часть фасада завершена фигурным аттиковым фронтоном, а башня – гранеными куполками. По углам апсиды и основной постройки  имеются ступенчатые контрфорсы, это сообщает костелу устойчивость, а также усиливает монументальность облика. Костел стоит на въезде в Ивье со стороны Минска, на самых высоких отметках поселения. Он хорошо просматривается со многих точек поселения, является основной высотной доминантой поселка.   Декоративную архитектуру костела оттеняет скромный двухэтажный жилой монастырский корпус. Возле него с любой  точки города можно увидеть фигуру Христа - точь-в-точь такую, как и в Рио-де-Жанейро, установленную в 2002 году.  ЯН ГАВЕЦКИЙ - ксендз-декан Ивьевского деканата, настоятель Ивьевского храма святых апостолов Петра и Павла направляет верующих на теплые, сердечные отношения к людям всех вероисповеданий. В трудные и счастливые минуты жизни всегда с людьми были их священники. Их деятельностью является не только свидетельство о Христе, призыв к Богу, воспитание правильных отношений к Церкви, но и помощь и поддержка в трудные минуты.  Одним из таких священников был декан костела Св.Петра и Павала – Идельфонс Бобич.В историю белорусской культуры он вошёл как талантливый прозаик и публицист под псевдонимом Пётра Простый. Родился Идельфонс Бобич в1890 году в  д.Дедино Мирского района. Он закончил Виленскую католическую духовную семинарию, затем Папский университет в Риме. Там он широко пропагандировал белорусскую культуру и получил благословение от папы Римского на выход первой газеты на белорусском языке «Белорус» в Вильно. В 1917 году он написал свою знаменитую пьесу «Свекровка», которая была напечатана в газете «Свитязь».Отличительной чертой духовного дела Идельфонса Бобича были его белорусскоязычные службы. Не остался он в стороне и от национальных дел. Он входил в комитет ксендзов-белорусов. В своей книге «На что белорусам газеты  «   он объясняет о необходимости белорусских изданий. Онговорит, что газета - это не только источник информации , но и путь к просвещению.

    
           В нашем музее хранятся книги из его личной библиотеки.В 1930 году Идельфонс Бобич приехал в Ивье и занял должность пробаща и декана. Здесь он занимался исследованием истории Ивьевского края.Писал он много и верил, что его работы понадобятся людям. Вот строки из его стихотворения, посвящённые крестьянам, которые в большинстве своём были неграмотными:


Я не зайздрошчу нідзе і нікому,
Крый мяне божа, крый мяне божа!
Толькі адному зайздрошчу панове,
Хто добра пісаці умее і можа,
Дайце мне пёры, дайце мне карту
Наўчыце пёрам вадзіць як трэба
Так бы пісаў я,так бы лятаў я

Быццам маланка па цёмным небе
Спісаў бы віткі я цэлага свету
Як кожны пектны, кожны адменныА зараз хутка марнею ўлету
Бо не вучоны, бо не пісменны!
В середине 1942 года Идельфонс Бобич был арестован немецкими оккупантами и посажен в Лидскую тюрьму. В тюрьме он провел 9 месяцев. После освобождения он заболел и в 1944 году в апреле умер. Похоронен возле костела Петра и Павла в Ивье.
У нас в музее хранятся книги из личной библиотеки Бобича, а так же копия его произведения.
    Православие в Ивье является самой молодой конфессией. В 1994 году в  Ивье  на месте бывшего здание яслей-сада был возведен  православный храм .18 июня 1995 года храм был освящен епископом Константином. А неделей позже молебен в храме провел Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Храм освящен в честь мученика младенца Гавриила Белостокского.
Гавриил родился в 1684 году в селе Зверки близ города Заблудова в Польше, а в 1690 году был похищен арендатором  из того же села, замучен и выброшен в поле на съедение птицам. Родители Гавриила отыскали тело и погребли его в Заблудовском монастыре. Через 30 лет мощи были обретены целыми и поставлены в церковный погреб, а 9 мая 1775 года были из Заблудова перенесены в Слуцкий монастырь. По свидетельству Православной энциклопедии, Гавриил Белостокский почитается как покровитель детей, его память совершается 20 апреля (3 мая) и 9 (22) мая. Полковник Виктор ШУТОВ - начальник управления обеспечения реализации программ и бухгалтерского учета российского Федерального космического агентства, без  подписи которого ни один космический корабль не покинет землю, бывший житель нашего города подарил храму икону Казанской Божьей матери. Икона была подарена ему по личному благословению Алексия II. По свидетельству ВЯЧЕСЛАВа ПАШКЕВИЧа - настоятеля храма святого мученика  Гавриила Белостокского икона побывала в космосе , совершив на корабле 112 витков вокруг земли.






Тематическая экскурсия
 «История и культура ивьевских  татар в экспонатах музея »


На Ивьевщине живут вместе в мире и согласии разные народы. Сегодня ивьевская земля стала родным домом для русских и белорусов, евреев и поляков, армян, азербайджанцев и  других народов. Нашли свою родину здесь и татары.
Татары появились в этих местах во времена правления Витовта в начале XV века. Поселившись  на белорусских землях они частично асимилировались. Женились на белоруссках, стали забывать свой родной язык. В результате им даже пришлось переводить свои книги на белорусский язык, сохраняя при этом арабское письмо. Тататы – мусульмане. Они исповедуют религию – ислам. Источником религиозных знаний татарского населения в Ивье является их письменность, которая сохранилась в виде рукописных Китабов и Хамаилов. Кита́бы – книги , написанные на белорусском языке арабскими буквами. Содержание китабов – восточные легенды, сказки приключенческие рассказы, описания обрядов и праздников. Татарские книги написаны и читаются справо налево, текст начинается там, где у славянских народов заканчивается. Вот вы видите татарский хамаил, он выглядит как маленькая книжица, все страницы исписаны арабскими письменами. Это отдельные главы из священной книги мусульман –Корана.
Также в каждом татарском доме обязательно присутствуют мугиры в виде  изображений мечети с элементами молитвы, которые висят на стенах. В нашем музее хранятся  мугиры, сделанные местным  мастером Рафаловичем С.Я. в первой половине XX века, а так же мугир, привезённый из Турции в начале этого столетия.
Ивьевские татары за столетия проживания здесь смогли сберечь свои культурно-этнические особенности, которые проявляются и во внешнем виде и в обычаях, и в праздниках. Все свои праздники татары отмечают по лунному календарю, поэтому раньше им приходилось самим вести свой календарь, чтобы не сбиться с датами мусульманских праздников.
В нашем музее есть рукописный вариант такого календаря, а также календарь, напечатанный в типографии в  г. Вильно в 1937 г.

Вместе с религией татары сохранили и свои обряды и традиции, а также элементы национальной одежды. Ивьевские татары сегодня одеваются как современные люди, но по праздникам в их одежде обязательно присутствуют головные татарские уборы в виде женских платков и мужских маленьких шапочек.   
Мусульманские храмы-мечети. Веротерпимость, которая всегда была характерной чертой белорусского народа, позволяла татарам строить свои мечети, школы.
В начале прошлого столетия на Беларуси действовало около 20 мечетей, к концу столетия только одна – Ивьевская. Она была построена в 1884 году на деньги подаренные бывшей владелицей Ивья, графиней Эльвирой Замойской. Ивьевские татары до сих пор чтят ее память, вспоминают в молитвах. в ее честь установлена памятная доска на входе в мечеть, а имя Эльвира – одно из самых любимых  и популярных имен у татарских женщин. В нашем музее хранится  маковка от старого шпиля мечети, а также деревянный подсвечник с помощью которого освещали храм 100 лет назад.
Татарская слободка в Ивье помимо мечети имеет еще один отличительный признак-обширные теплицы, ведь татары издавна славяться ка умелые огородники. Впрочем из семей ивьевских татар вышло немалохороших инженеров, врачей, учителей, юристов и учёных.


 «Интерьер крестьянской избы XIX- начала XX веков»

С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад.
В переднем углу избы располагался красный угол. Его еще называли большой, святой.
Красный угол самое почётное место в доме, его старались содержать в чистоте и парадно украшали. Здесь висела особая полочка с иконами – божница, где стояли иконы,  украшенные вышитыми полотенцами.  Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.
Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый».  На полке возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы.  Это было самое почетное место – духовный центр дома.  Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи утреннего солнца. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью -столешником. На стол никогда не садились - это считалось дурным тоном. По полу тянулись радужные, домотканые половики или дорожки. Половики и впрямь напоминали по своей форме дорогу, стелющуюся по зем
Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, а горшки  – глиняными.  Жидкости хранили в глиняных голяках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым узким горлом. Для хранения кваса, пива использовались кувшины с ручкой и горлачи .
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки,скамьи, посудные полки. Лавки –это длинные доски на ножках, которые в основном прибивались к стене, на них могли укладывать спать. Скамейка-это короткая доска на ножках , которая стояла у стола.

 В XIX  веке у более зажиточных крестьян появились деревянные кровати. Матрас и подушки первоначально набивались сеном или соломой, позже пухом птицы. Они устилались специальными ткаными покрывалами, подушка также украшалась  красивой салфеткой.
Крестьянский год начинался весной. Впереди ждало поле. Крестьянский труд. Пахать выходили. Лишь только вдали прогремит первый гром. Первым выходил запашник, брался за деревянною соху, которой пахали землю. Чтобы края сохи не обломились о камни и твердую землю на них одевали железные насошники. Они были очень дорогими для белорусских крестьян. Ведь на территории Беларуси железная руда встречается крайне редко. В нашем музее насошники занимают почетное место. А затем наступал черед сеять. Крестьянин в белой рубашке с севенкой, привязанной к груди, выходил в поле. Летом подходила пора с сенокосом. Косили литовкой -большой косой на длинном черенке. Сушить траву выходила вся семья, переворачивали траву граблями.  Сенокос длился от 20 дней до 1  месяца. Не успели разделаться с травой, а уже зарницы напоминают о хлебе. Убирали хлеб серпами. Дальше хлеб отвозили на ток. Где цепом били по снопам, чтобы отделить зерно от колосьев. Затем его ссыпали в специальные сусеки в амбарах и горлатки, где и хранили. По осени заканчивалась работа поле, но оставалась работа на крестьянском подворье. Нужно было ухаживать за животными.  Кроме этого многие крестьяне занимались пчеловодством. Для того чтобы собрать мед и обезопасить себя от укусов пчел, предварительно окуривали улей дымарем. Работали до ночи. А в темное время суток использовали керосиновые лампы. Также крестьянину нужно было приводить в порядок сад с помощью специального инструмента склюта,  который насаживался на длинную рукоять, обрубали больные суки у деревьев. Больные деревья и кустарники вырубали или спиливали, используя топоры и пилы. Ими же заготавливали дрова на зиму. На крестьянском дворе занимались и ремеслами. Крестьяне были мастерами на все руки. Плели коши, короба, лапти, выстругивал посуду и мебель, используя рубанок. Многие крестьяне владели кузнечным мастерством, занимались шитьем обуви. В нашей экспозиции вы можете увидеть предметы, с помощью которых 



Обзорная экскурсия по экспозиции 

«Из глубины веков…»

Ивьевская земля …Что может быть лучше и милее людям, которые на ней живут? Край с белоствольными берёзками, семьями аистов на крышах, россыпью ромашек на луге, тихой бобровой затокой, обычаями и обрядами, таинственной старой мельницей над озером, мелодичными песнями, танцами.  Это наша Родина, наше наследие, которые однажды и навсегда даются каждому человеку вместе с жизнью. Земля, на которой давно жили в согласии белорусы и поляки, татары и евреи .Ивье  -это чудесный край, который сегодня привлекает внимание не только своей красотой , но и древними памятниками природы, истории и культуры. На Ивьевской земле найдены следы древних стоянок первобытных людей. На месте городского озера когда-то было древнее городище. Оно находилось в 200 м от левого берега р.Ивьянки. Сегодня от него сохранилась часть площадки  с земляной насыпью. В нашем музее можно увидеть план-схему древнего ивьевского поселения. В 70-х годах прошлого столетия городище было исследовано учеными. На месте раскопок были найдены фрагменты предметов быта древних жителей Ивья .

В нашем музее хранятся кремневые орудия труда, осколки керамики, изделия из железа и кожи. В письменных источниках Ивье известно с 1444 года. Есть известия, что именно в  этом году город стал собственностью маршалка ВКЛ Петра Монтыгердовича, который возле 1495 года основал здесь первый костел. На протяжении 5-ти столетий Ивье было частным владением и переходило из рук в руки представителям самых знаменитых семей ВКЛ И Польши: Кишкам, Огинским,Сапегам, Знамеровским, Глебовичам, Тызенгаузам, Замойским. В 16 веке Ивье стало центром Реформации и Просвещения, самого прогрессивного движения в Европе. Одним из течений реформации на Беларуси стало арианство. С 1567 в Ивье действует арианская церковь. На съездах-синодах ариане решали острые проблемы. Один из таких синодов состоялся в 1568 году в Ивье. На нем присутствовали самые известные деятели Реформации- Сымон Будный, Ян Немаевский, Мартин Чеховец. Ариане создавали на Беларуси свои школы. Одной из самых известных в Беларуси школ стала Ивьевская арианская академия, основанная Яном
Кишкой в 1585 году. Ректором академии был назначен известный гуманист, педагог, поэт ЯнЛициний Намысловский. В Ивьевской академии учились не только дети ариан, но и православные и католики. В ней изучали философию, историю, право, медицину, математикуи физику, языки, риторику, этику. Развитию просвещения в Ивье содействовало и издательство Троицкого братства, которое существовало здесь с 1610 года. Некоторые историки считают, что именно   в этом издательстве напечатан знаменитый учебник «Грамматика» Милетия Смотрицкого.




 Экскурсия по экспозиции     

«История ивьевских евреев»    

  Мы, ивьевчане , гордимся своей малой родиной – краем лесов, храмов, славных народных традиций. Мы, храним и славим свою родную землю, на которой веками в мире и согласии живут различные народы. Наш город - это настоящий "мини-Вавилон" земли белорусской, где сотни лет в мире уживаются белорусы, русские и поляки, татары и евреи. В начале прошлого столетия в нашем городе действовали храмы четырех религиозных конфессий – православная церковь, католический костел, комплекс синагог и мусульманская мечеть. За многие века совместного проживания на нашей земле не было конфликтов и раздоров между этими народами. Наоборот, в случае опасности все жители, независимо от религиозной принадлежности и национальности объединялись и давали отпор врагу. И так было всегда. Татарин и белорус, еврей и поляк, русский и цыган вместе сражались за свою малую родину - Ивьевщину.                                                         
 До Великой Отечественной войны  в Ивье была  многочисленная еврейская община, 70% населения города было еврейским.  В начале прошлого столетия структуру города, его главные центральные улицы определял именно еврейский квартал. По письменным источникам евреи в Ивье поселились в 16 веке. Уже с тех далёких времён Ивье было многонациональным поселением. В нём уже тогда жили и белорусы, и литвины, и евреи, и татары. А с 18 века Ивье стало настоящим еврейским местечком, здесь  проходила граница еврейской оседлости. По переписи населения тех лет в Ивье проживало 3500 евреев из 4830 жителей, что составило 25 % населения.В 18 веке здесь была построена первая синагога, деревянная. В основном евреи Ивья занимались ремеслом и торговлей. Их быт не многим отличался от быта зажиточных мещан того времени. В Ивье было много магазинов и ремесленных мастерских, в основном еврейские. На рыночной площади в ряд стояли ларьки, где продавали различные изделия ежедневно. По средам в Ивье проходили базары, а по праздникам ярмарки, всего 8 ярмарок в год . В 1852 году здесь была создана ремесленная управа, которую возглавии еврей Янкель Манович. В конце 19 начале 20 века  Ивье было деревянным  Три центральные улицы города, прилегающие к рыночной площади составляли еврейский квартал, где жили в основном еврейские семьи. Это улицы – Виленская, Костельная и Конская. Теперь – это улицы Карла Маркса, Энгельса и 1 Мая . В 1929 году с магазина еврея Копальда начался пожар.В результате почти все деревянные дома на 3 улицах еврейского квартала выгорели. Сгорела и синагога. В 1930 году случился ещё один пожар.По разговорам местного населения евреи незадолго застраховали свои дома в Варшаве на большие суммы. По получению страховки еврейский квартал возродился из пепла уже кирпичным. Это высокие здания с большими подвальными помещениями, где располагались мастерские или магазины.Эти дома, построенные в голландском стиле сохранились и по сей день. Были построены 3 синагоги: для богатых, середняков и бедняков. Здания синагог сохранились и по сей день, но сегодня они недействующие, в них располагаются административные здания.
В 1937 году местечко Ивье  его владелец граф Замойский продал еврею Горацию Геллеру. Сам он жил в Варшаве, а управляющим оставил Нахимовского.Здание современной районной библиотеки – это бывший дом Геллера .Геллер построил в Ивье пилораму, единственное тогда промышленное предприятие в Ивье.Также в Ивье действовала еврейская школа – хедер.В центре города располагалось старое еврейское кладбище.
Но началась Великая Отечественная... И 12 мая 1942 года еврейская община была уничтожена. Гитлеровцы расстреляли ивьевское гетто, в котором принудительно проживало более 2500 тысяч евреев. С тех пор в Ивье синагога больше не действует. А выживших евреев, тех, кто бежал или те несколько семей, что смогли спрятать татары, белорусы и поляки, разбросало с тех пор по всему белу свету. Еврейский народ, веками проживая на ивьевской земле, оставил огромное наследие, которое является  ценным и значимым  вкладом в культурной сокровищнице  белорусского народа. Сегодня, когда активно идет процесс возрождения  национального самосознания, необходимо сделать все, чтобы сохранить историческое и культурное наследие народов, которые веками жили на белорусской земле.

12 мая 1942 года – этот день стал для евреев Ивьевщины днём скорби, печали и памяти. 

Материалы обзорной экскурсии по экспозиции
 « Ивьевщина в годы Великой Отечественной войны»


Ивьевская земля перенесла немало. Мужество и героизм проявили жители нашего района в годы военного лихолетья, когда обороняли свою свободу от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Уже с первых дней войны на Ивьевщине развернулись оборонительные бои. Обороняла наш район 24-ая Самаро-Ульновская Железная дивизия. Командовал ей полковник  Кузьма Никитович Галицкий. 
Дивизия получила приказ не допустить прорыва немецких войск . Особенно упорные бои шли возле деревень Субботники, Трабы, ст.Юратишки. Героически сражались бойцы дивизии, уничтожили много врагов и вражеской техники. Враг был остановлен на 3-ое суток. Множество бойцов погибло, защищая Ивьевскую землю. Об успешных действиях дивизии писала газета «Красноармеец». Статья так и называлась «Вчера» (27 июля) наши подразделения уничтожили 97 танков противника.24 стрелковая дивизия по боеспособности,уровню дисциплины и организованности, считалась одной из лучших в Красной Армии. 
 Но успешные действия одной дивизии не могли спасти общую ситуацию. Началось отступление, во время которого знамя дивизии было передано на хранение крестьянину Тяпину Дмитрию Николаевичу, участнику 2-х войн, кавалеру 3-х Георгиевских орденов. 28 месяцев он хранил знамя. За этот подвиг он был навечно зачислен в список героев дивизии. Многие бойцы вышли из окружения и продолжили воевать с врагом на других фронтах.

Несмотря на героическую оборону 29 июня 1941 года гитлеровцы захватили Ивье и установили свой новый порядок. Ввели специальные пропуска и документы «аусвайсы» для отслеживания передвижения населения. Стали отбирать провиант и предметы быта, сгоняли на принудительные работы. В первые дни войны они стали расстреливать мирных жителей, которые были не согласны с новым порядком
В Ивьевском районе за годы оккупации сожжено 5 деревень вместе с жителями: Бакшты, Верещаки, Мотыковщина, Ятолтовичи, Ковалевы., деревня, которая так  и не возродилась после войны. Оккупанты стали силой сгонять еврейское население в гетто, расположенное на территории города Ивье, в районе улицы Красноармейской. В мае 1942  года жителей Ивьевского гетто выгнали на улицу и через весь город погнали по направлению к деревне Стоневичи. 2524 человека было растреляно и захоронено в  могиле возле деревни Стоневичи. За три года оккупации района немецко-фашистские захватчики уничтожили 3 885 человек.
Жители нашего края не смирились с новым порядком фашистов. Они приняли активное участие в партизанской и подпольной борьбе с захватчиками. Для организации и руководства партизанской борьбой в июне 1943 года по указанию первого секретаря Барановичского подпольного обкома КПБ тов. Чернышева В.К. были созданы Ивьевский подпольный комитет. Райком всю свою деятельность направлял на сплочение народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. На территории Ивьевского района действовало 16 партизанских отрядов и бригад. Поначалу, на территории района действовали отряды, образованные в соседних Новогрудском, Ошмянском и Лидском районах. Первым отрядом, который стал дислоцироваться на территории нашего района был отряд «Искра», командиры Конов и Деев. Центром партизанского движения были деревня Поташня Юратишковского района.В результате боевых действий партизан были разбиты немецкие гарнизоны в Юратишках и Лугомовичах. Пущено под откос более 50-ти эшелонов противника, были приняты меры по спасению жителей от карателей , проводилась пропагандистская работа, издавались листовки, газеты «Чырвоная Звязда», «Уперад»,»Мститель»,»Большевик»,»Новая жизнь».Партизаны и подпольщики внесли большой вклад в освобождение Беларуси от захватчиков и участвовали в операции «Багратион».
В мае 1944 года началось освобождение Беларуси . В июле1944  войска 32-й Смоленской кавалерийской дивизии под командованием генерал-лейтенанта Осликовского Николая Сергеевича и генерала- майора Брикеля Павла Порфирьвича,  оба имеют звание Героя Советского Союза, вышли на границы Ивьевского района.( Фото 7.  7 июля Ивье было освобождено. 8 июля произошли бои с остатками немецкого гарнизона в районе деревень Сонтаки, Липнишки. 10 июля Ивьевский район был полностью освобожден. В годы войны наши земляки, ивьевчане сражались с захватчиками на разных фронтах и прославляли наш край. В нашем музее вы можете увидеть награды, грамоты, документы ветеранов войны, наших земляков разных национальностей:татарина Сафаревича Селима Сулеймановича, русского Мойсеенкова Василия Петровича, белоруса Веленто Здислава Ивановича и других.






Комментариев нет:

Отправить комментарий